СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ! – 7 НАПУТСТВИЙ МАСТЕРАМ ОБРЕЗКИ

Опубликовано admin - сб, 02/20/2021 - 16:12

ПРИГЛАШАЕМ ВОЛОНТЕРОВ!

Приходите к сторожке на зимнюю обрезку сосен! Форма одежды – рабочая. Пара «дежурных» секаторов ждет волонтеров в сторожке.

Сосны у нас везде, но есть места, где они определяют картину всего поселка. Это сосны на въезде в СНТ, на детской площадке и рядом со сторожкой – наша визитная карточка.

Год назад одна из них заболела, и пришлось делать «ампутацию». Теперь на парадном месте перед сторожкой третья от входа – сосна без макушки. Ситуация может повториться, если оставить все, как есть.

Нам нравятся пушистые густые деревья. Но природа не всегда готова исполнять наши желания. Можно стричь елки и туи, некоторые (не все!) виды можжевельников. Густота после стрижки им не вредит. Не случайно из туи и ели, а на юге еще из тиса, делают живые изгороди. Специальный инструмент – ножницы для живой изгороди – придуман как раз для этих пород. Кому интересно, обратите внимание на елки-пирамидки у пруда.

Совсем иначе устроены сосны. Стричь, как живую изгородь, их нельзя. Можно лишь укорачивать каждый только что отросший молодой побег по отдельности. Руками, легким секатором или небольшими садовыми ножницами. Это не стрижка под одну гребенку. Это индивидуальный подход к каждому прутику! Называется «прищипка».

Именно эту работу и выполняют наши рабочие летом. Результат – пушистые сосны. Однако наступает момент, когда густота уже соснам вредит. Крона не дышит, мертвые иголки застревают внутри, ветки отмирают.

Это значит, что пришел черед второй, не менее важной операции – прореживания. В это время оставляют только те побеги и ветки, которые нужны, чтобы дерево оставалось деревом, а не превращалось в живую изгородь. Все остальные – вырезают секатором.

Естественно, возникает вопрос, где - нужные, а где – лишние? Как отличить одно от другого? С этим вопросом действительно надо разбираться. Вот и нашелся ответ, почему с летней прищипкой наших сосен все более или менее наладилось, а дальше дело не идет. Укорачивать веточки можно почти машинально. Проблема здесь только в объеме работ.

Прореживание – операция более сложная. Нужна хотя бы начальная квалификация.  Давайте попробуем ее приобрести пусть даже методом проб и ошибок. Перекладывать эту работу целиком на плечи рабочих бесперспективно. В наших, образно говоря, «трех соснах» мы путаемся на равных. Ни жители поселка, ни рабочие премудростям сосновой обрезки не обучались. Так что «Курс молодого бойца» в равной степени нужен всем.

Давайте начнем с простого и почувствуем, что не все безнадежно. Можно разобраться и в том, как из обычных деревьев делать «зеленые скульптуры».

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ! – 7 НАПУТСТВИЙ МАСТЕРАМ ОБРЕЗКИ

1. ПЕРВЫЙ ШАГ – ЗНАКОМСТВО. Попробуем «заглянуть в душу» колючему созданию по имени Сосна. К зрителю она обращает свежую молодую хвою на концах множества веточек. Она пушистая и красивая. Но что там внутри? Нас интересует количество веток, как они отходят от ствола, их направление, длина, толщина. Нам все нравится или что-то не так?

2. МАШИНА ВРЕМЕНИ. Силой воображения представим, как изученный образец мог бы выглядеть в будущем, если бы… Если бы вот эта толстая ветка росла не вверх, а в сторону. Если бы та другая – была короче. Если бы пучок мелких веточек не загораживал красивый изгиб ствола. Если бы все эти ветки не торчали, как попало. Если бы они плавно струились как водопад… Считайте, дело сделано! Вы получили ориентир для всех последующих действий по обрезке.

3. ЛИЦО – ИЗНАНКА. Включать «машину времени» надо, стоя в правильном месте. Это место, откуда на дерево смотрят чаще всего. С этой точки открывается «лицо» дерева, с обратной стороны – «изнанка». Решения по обрезке проверяют, глядя на «лицо».

 4. ОБРАЗ ГОРЫ. Силуэт у каждого дерева свой. При этом наиболее гармоничной и легкой в уходе будет крона, которую можно вписать в фигуру треугольника. Это образ горы. Она может быть и более пологой, и более крутой. Если гора состоит из нескольких вершин, то на нее можно накинуть общий купол. Те ветки, которые сильно выбиваются из контура горы, чаще всего не нужны. Форма горы достигается, если верхние ветки укорачивать сильнее, чем нижние.

5. ЯРУСЫ. Ветки отходят от ствола ярусами. Ярусы отделены друг от друга свободным пространством. Солнце проникает к стволу и к веткам по всей их длине. Между ярусами гуляет ветер.  Сквозь просветы видно, что там, вдали. Так должно быть в идеале. Если ветки сливаются в сплошную массу, ярусы нужно разделить, удалив лишнее. Можно сокращать также число ветвей в ярусах до 1 или 2, если в будущем «лицо» дерева от этого выигрывает.

6. РУЧЕЙКИ, РУЧЬИ И РЕКИ. Ствол дерева – широкая река. В нее вливаются потоки поменьше и слабее – ручьи. Это ветки, образующие ярусы. Ручьи собираются из малых ручейков. Это множество еще более тонких веточек. При обрезке следим за тем, чтобы по мере ветвления диаметр веток уменьшался. Другими словами, в основании ветка всегда толще, чем на конце. Ветки, которые не соответствуют этому принципу – кандидаты на удаление.

7. СОЛНЦЕ СВЕРХУ ДОНИЗУ. Ветки в основании сосновой «горы» должны получать не меньше солнечного света, чем на вершине. Если они перекрыты сверху другими ветками, то, оказавшись в темноте, слабеют и отмирают. Тогда задача обрезки - открыть им к солнцу доступ. Для этого раздвигают ярусы, укорачивают или убирают целиком вышерасположенные ветки, от которых падает тень. Чем длиннее ветки нижнего яруса, тем легче обеспечить им хорошее освещение.

Автор статьи - Волковская Инесса Радиевна